Основной вопрос заключается в следующем: запоминает ли ребенок слово для описания категории или класса, который он уже сформировал в ходе манипуляций с предметами окружающего мира, или существование слова побуждает ребенка создавать новые когнитивные категории?
Этот вопрос может показаться слишком абстрактным, но он затрагивает фундаментальную проблему взаимоотношений между речью и мышлением. Формирует ли ребенок внутреннюю репрезентацию объектов именно благодаря освоению языка или язык просто сопутствует этому процессу и облегчает построение репрезентации? Неудивительно, что оба варианта верны В пользу когнитивной стороны вопроса говорят несколько фактов, о которых я писала в главе 6, например тот факт, что маленькие дети способны запоминать объекты и имитировать действия задолго до появления речи, которая могла бы им в этом помочь.
Много лет назад что приблизительно на втором году жизни ребенок «открывает», что объекты имеют названия, и начинает интересоваться названиями окружающих его объектов. Это открытие, в свою очередь, может быть основано на еще одной новой когнитивной способности, способности к классификации объектов.
Увеличение словарного запаса происходит примерно в то же время, когда дети впервые демонстрируют спонтанную классификацию разнородных объектов, например помещая мячи в одну группу, а кубики в другую. Открыв «категории», ребенок может быстро выучить названия для уже существующих категорий. Однако наличие этой связи все еще не получило серьезного подтверждения: в недавней серии исследований Лиза Гершкофф-Стове и ее коллеги ли подтвердить данные считает, что базовое понимание наличия видов объектов или категорий, безусловно, необходимо ребенку для демонстрации словарного скачка, но одного этого понимания недостаточно.
Точный момент появления словарного скачка, равно как и способность классифицировать объекты по разным категориям, зависит от множества факторов. В то же время причинная связь может устанавливаться и в другом направлении, от языка к мышлению: если ребенок на примитивном уровне понимает, что названия имеют отношение к категориям, то запоминание нового названия предполагает существование новой категории таким образом, название влияет на мышление ребенка, и наоборот. Какой же вид категорий ребенок формирует в первую очередь? Предположим, что ваш 2-летний ребенок, увидев дома кошку, говорит: «Это киска».
Без сомнения, вы будете довольны, что ребенок назвал животное правильным словом. Но это предложение само по себе не сообщает о значении слова, которое использовал ребенок. Что значит для ребенка слово «киска»? Думает ли он, что это слово употребляется только для этого конкретного подвижного зверька? Или он считает, что это слово подходит для всех покрытых мехом созданий, всех четвероногих, всех с заостренными ушками или каких-либо еще?
Cветлана Максимовна
|