О пользе добрых слов
Психологи утверждают, что хорошие манеры могут помочь нам расположить к себе любого собеседника.
Однако всегда ли мы правильно употребляем "волшебные" слова?
Самая вежливая нация в мире — японцы. В Стране восходящего солнца принято извиняться то и дело, даже если ни в чем не виноват.
Например, если наступят на ногу, прощения просит и тот, кто был неуклюж, и тот, кому оттоптали пальцы. Потому что он неправильно стоял, мешая другим людям.
Привычка без конца благодарить — еще одна японская "фишка". Причем благодарят даже за те дела, которые были совершены несколько лет назад (это какая же у японцев память хорошая!).
А все потому, что согласно этикету вести беседу нужно так, чтобы ни в коем случае не испортить настроение собеседнику (вот почему японцы никогда не спорят и не говорят "нет").
Мы, конечно, не японцы, очень любим отстаивать свое мнение.
Однако нам тоже не мешало бы как можно чаще вспоминать о волшебных словах, ведь вежливость — это дань уважения собеседнику и себе.
Привет-привет!
Когда-то людям при встрече приходилось совершать чуть ли не целый ритуальный танец. Сейчас его заменяет легкий кивок головой (мужчины еще и прикасаются рукой к шляпе) — так принято в Европе.
На Востоке, правда, кивают друг другу куда энергичнее, а в некоторых странах, в той же Японии, еще и кланяются. Но вот что остается неизменным во всех странах — пожелание при встрече здоровья, доброго утра, дня или вечера. При этом существует целый этикет приветствий.
Мужчина приветствует женщину, младший — пожилого, подчиненный — руководителя. К незнакомому человеку (особенно если он старше вас) обращаются по имени-отчеству. Встретив в офисе коллегу, достаточно вежливо кивнуть: "Добрый день", слегка улыбнувшись. В неформальной обстановке с друзьями допускаются приветствия типа "Привет", "Салют". Опоздавший первым приветствует уже собравшихся гостей. Здороваясь с собеседником, смотрите ему в глаза.
Всем спасибо
Принято благодарить даже за незначительную услугу, например, когда вам подали меню в ресторане или помогли надеть пальто. Увы, не все обладают хорошими манерами. Эксперимент, проведенный специалистами, показал, что жители Москвы оказались в числе наименее вежливых в Европе.
Лишь 60 % москвичей придерживают двери, и лишь каждый второй продавец благодарит за покупку (в маленьких магазинах "спасибо" говорят еще реже — там этот показатель вежливости составил 30 %).
Покупатели отвечают им тем же. Но ведь не зря говорят, что доброе слово и кошке приятно. Следует помнить что психология отношений требует взаимной вежливости и взаимного уважения. Не скупитесь на благодарность, а там и окружающие подтянутся!
За подарок и помощь можно поблагодарить повторно — человеку, который преподнес вам презент или оказал услугу, это будет приятно. Например, спустя некоторое время упомяните в разговоре, что вам очень нравится подаренный шарфик или что вы убедились в правильности совета, данного подругой.
Оказанная вам любезность заслуживает большей благодарности, чем простое "спасибо"? Преподнесите в ответ небольшой презент. Делового партнера можно пригласить в ресторан.
Помните, что благодарность должна быть своевременной. Скажем, получив открытку к празднику, постарайтесь ответить на нее в течение двух дней.
Будьте добры...
Любая ваша просьба, даже незначительная, должна сопровождаться словами "пожалуйста", "прошу вас", "будьте добры". Тогда вы вряд ли получите отказ.
Есть маленькая хитрость: избегайте отрицательных формулировок, например "Не могли бы вы", "Не будете ли вы так любезны". Человеческому мозгу гораздо приятнее позитивные высказывания: "Могли бы вы оказать мне любезность?" или "Пожалуйста, помогите мне выбрать...". Незаменимы волшебные слова и в ситуации, когда нужно загладить свою вину.
Однако, как правило, одного лишь извинения недостаточно — нужно еще и объяснить причину своего поступка.
Не просите прощения через третьих лиц. Каким бы неприглядным ни был ваш поступок, наберитесь мужества и извинитесь лично. Причем желательно сделать это сразу же после инцидента.
Если речь идет о серьезной ошибке, не пытайтесь, извиняясь, обратить все в шутку, иначе этим вы еще больше обидите собеседника.
Опоздание — тоже повод для извинения, причем это касается не только деловых встреч, но и свиданий.
|